Владимир Фомин, Журнал "Цифровое видео"
Какую
видеокамеру выбрать?
Современные цифровые видеокамеры
обеспечивают высокое качество изображения и имеют широкие функциональные
возможности, ранее присущие только профессиональным камерам, а относительно
низкая цена делает их доступными для любого пользователя.
Качество видеофильма изначально
определяется качеством видеокамеры, и здесь очень важно расставить приоритеты и
критерии выбора. Мы полагаем, что на первое место следует
всегда ставить формат записи, а затем, на ваше усмотрение, по убывающей
значимости, - оптику (включая сменность объективов), габариты, вес, разъемы
(входы/выходы), аккумуляторную батарею и т. д. Что касается выбора формата
записи, то ответ здесь однозначный - цифровой: либо miniDV,
либо Digital8. Формат miniDV совместим с
профессиональным оборудованием форматов DVCAM и DVCPRPO. Аналоговые форматы -
VHS (VHS-C), Video 8, не удобны для последующего
монтажа из-за очень низких разрешения (240-280 твл) и
качества изображения, а Super VHS (SVHS-C) и Hi8,
несмотря на неплохое разрешение для домашнего применения (до 440 твл в лучших моделях), значительно уступают цифровым (500-520 твл). Кроме
того, в аналоговых форматах каждая последующая перезапись значительно ухудшает
качество изображения. В свое время они были хороши, но сейчас настала пора
"цифрового видео".
Обратимся к другим параметрам видеокамер.
Расстановка приоритетов при выборе камеры не такое простое дело, как кажется на
первый взгляд. Например, вы собираетесь в горы. В этом случае для вас самыми
важными параметрами становятся вес, компактность и наличие
"долгоиграющей" батареи или батарей (заряжаться-то негде). Другой
пример - съемки на большой удаленности от объекта. Здесь уже важны хорошая
оптика - длиннофокусный объектив (лучше сменные объективы), и вы не сможете
обойтись без штатива. Если же вы осуществляете съемки в небольших помещениях,
то вам, скорее всего, понадобится камера с широкоугольным объективом или
использование насадок - широкоугольных линз. Из приведенных примеров видно, что
критерии выбора видеокамеры не только различны в разных ситуациях, но и часто
противоречат друг другу. В жизни приходится идти на компромисс, выбирать
камеру, не идеально отвечающую вашим требованиям, а наиболее подходящую - не
покупать же несколько разных (удовольствие не из самых
дешевых).
Итак, чему лучше отдать предпочтение:
хорошей оптике, желательно сменным объективам. Здесь главное не смешивать
возможности увеличения оптического трансфокатора (обычно эта цифра находится в
пределах 10х - 24х) с увеличением электронного трансфокатора (эта цифра может
достигать аж 460х!). Электронный трансфокатор никогда
не даст вам качественного изображения, профессионалы обычно его отключают;
наличию ручных регулировок, особенно установке баланса белого. Поначалу вы
можете доверить управление камерой автоматическим регулировкам, но со временем
(по мере роста мастерства) вы по достоинству оцените наличие ручных;
количеству (три или одна), размерам и разрешающим способностям ПЗС-матриц (приборы с зарядовой связью). Трехматричные видеокамеры обладают лучшей цветопередачей,
светочувствительностью и разрешающей способностью, чем одноматричные.
У лучших моделей любительских видеокамер три 1/3" ПЗС-матрицы
(почти как у профессиональных), каждая содержит приблизительно 320 000 - 380
000 пикселей, или одна 1/4" ПЗС, но в ней около 1 000 000
пикселей;
наличию DV-входов/выходов. Так принято обозначать цифровой интерфейс,
совместимый с IEEE 1394 (фирма Sony обозначает его - i.LINK), который необходим для управления и передачи данных
без потери качества другим цифровым устройствам. Обычно у цифровых камер
присутствует DV-выход, но у некоторых моделей есть и DV-вход. Наличие входов
означает, что камера может работать в режиме видеорекордера,
что иногда может пригодиться (камера и видеомагнитофон так сказать "в
одном флаконе"). Обратите внимание на наличие аналогового S-Video (Y/C) входа/выхода (как правило, он есть). Этот
выход нужен для передачи качественного видеосигнала на другие аналоговые
устройства;
хорошей аккумуляторной батарее. Все последние модели цифровых камер
комплектуются литиево-ионными батареями, которые не имеют "эффекта
памяти", и у вас есть возможность всегда выбрать соответствующую емкость
батареи.
Теперь о том, что очень полезно, но вовсе
необязательно:
наличие стабилизатора изображения, лучше - оптического, такими стабилизаторами
комплектуются дорогие модели камер. Обычные модели комплектуются электронными
стабилизаторами изображения. Однако при съемке "с рук" и даже "с
плеча" стабилизатор все равно не предотвратит дрожание и покачивание
камеры. От этого может спасти только штатив. Кстати, приглядитесь к работе
профессионалов - они крайне редко расстаются со штативом;
наличие спецэффектов в видеокамере. Опытный оператор никогда не пользуется во
время съемок эффектами (кстати, в профессиональных камерах вообще нет
спецэффектов). Лучше снять качественный кадр и обработать его при монтаже,
нежели потом мучиться с обработанным во время съемок не тем эффектом;
наличие цветного ЖК-дисплея (его можно поворачивать относительно камеры),
который позволяет контролировать параметры изображения при неудобном положении
камеры во время съемок. Присутствие опции фоторежима
даст возможность любителям статических изображений использовать свою
видеокамеру в качестве цифрового фотоаппарата.
Из аксессуаров вам понадобится в первую
очередь штатив. Сразу учитесь снимать со штатива - при максимальном увеличении
объектива, какая бы легкая или тяжелая камера ни была, она все равно не будет
статична на вашем плече и тем более в руках, что приведет к покачиванию кадра.
Когда в кадре все дрожит из-за того, что вы снимали с рук, это раздражает
зрителя, вызывает обиду на небрежную работу оператора и порождает эффект
подсознательного отторжения увиденного.
Очень полезны
дополнительный аккумулятор; нейтральный (в горах лучше всего ультрафиолетовый)
фильтр, который защитит объектив вашей камеры от случайных царапин (дешевле
поменять фильтр, чем объектив); чехол, предохраняющий камеру от пыли и дождя (а
ваш кошелек от убытков); если вам не безразличен качественный звук при
съемке, то необходимо приобрести выносной микрофон, так как встроенные в камеру
микрофоны, несмотря на уверения рекламных проспектов, качественного звука дать
не могут (они записывают шумы от работы
лентопротяжного механизма). По возможности не используйте автоматическую
регулировку усиления звука, поскольку в паузах автомат будет поднимать уровень
шумов и задуваний в микрофон, принимая их за полезный сигнал. Так как любая
камера дает качественное изображение только при хорошем освещении (здесь тоже
не надо доверяться рекламным проспектам, в которых указано, что
"минимальная освещенность для съемок - от 1 лк", снимать-то камера
сможет, но качество...), неплохо бы приобрести осветительный прибор (накамерный или напольный). По крайней мере
в помещении ваши герои не будут напоминать Дона Карлеоне,
у которого (по задумке режиссера) глаза были почти не видны из-за тени,
образованной верхним светом.