Ликино-Дулево

 ©Память огненных лет (1945—1995 г.г.). Книга вторая. Орехово-Зуевский пединститут, 1995

 

СОДРУЖЕСТВО С АВИАТОРАМИ                               

Территория, где сегодня раскинулся Ликинский автобусный завод, в далекие времена представляла из себя пустырь. По историческим данным в 1924 году по этим местам проходил торговый тракт, который связывал Переяславское княжество с Рязанским. На этом тракте на протяжении веков образовались населенные пункты Дулево, Ликино, Новинки, Ильинский Погост и другие.

На территории нынешнего завода стояли постройки одного из куп­цов, но большого строительства здесь не было.

В 1933 году Высший Совет Народного Хозяйства СССР (ВСНХ) принял постановление о строительстве на окраине поселка Ликино Лесохимического опытного завода облагораживания древесины (ЛО­ЗОД). Строительство завода проходило в годы первых пятилеток. Предприятие было небольшое — всего несколько одноэтажных зданий и котельная. В 1937 году ЛОЗОД начал серийный выпуск прессован­ной древесины, брусков лигностона и продукцию ширпотреба. В это время производственные площади завода составляли 5596 кв. метров. Заводом выпускался ширпотреб: вешалки для одежды, ручки для от­верток, станки для сушки негативов, кабура для рулеток.

На 1941 год коллективом были намечены большие планы. Предсто­яло закончить все строительные работы и монтаж оборудования в но­вом цехе по производству лигнофоля, благоустроить заводскую территорию, построить жилой дом.

Свершиться этим планам помешала война. Перед ее началом на за­воде работало 422 человека. Завод имел 3679 кв. метров жилой пло­щади, на которой проживало около тысячи лозодовцев, включая и членов их семей.

Сразу же после объявления войны на заводе состоялся митинг, после которого 120 рабочих завода изъявили желание пойти добровольцами на фронт и в отряды народного ополчения. В числе добровольцев на фронт ушел и секретарь партбюро ЛОЗОДа М. С. Шмелев.

Завод работал напряженно. И даже во время воздушной тревоги ра­боты не прекращались.

16 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение об эвакуации ЛОЗОДа в город Аша Челябинской об­ласти. За короткий срок было демонтировано все оборудование и вы­везено на станцию Ликино. Под постоянной угрозой бомбежек осенним дождем оборудование и инструмент грузились в вагоны. Ру­ководил эвакуацией завода Н. Е, Филин. В конце октября первый эше­лон в составе 46 вагонов отправился на Восток, а 11 ноября тронулся в путь второй эшелон с оборудованием, в котором также находились многие рабочие завода и члены их семей.

Через месяц оба эшелона прибыли в город Аша. ЛОЗОД влился в состав Ашинского лесохимического комбината. Но на новом месте производство наладить не успели, так как враг был разбит под Моск­вой.

В начале 42-го коллектив завода вернулся в родные места. За корот­кий период были восстановлены цеха, и уже в феврале ЛОЗОД при­ступил к выпуску оборонной продукции.

В те трудные годы тесные связи установились у нашего предприятия с летчиками, защищавшими родное небо от фашистких стервятни­ков. Заводчане выполняли заказ авиационной промышленности — из­готовляли прессовальные деревянные плиты из так называемой "дельта древесины". Этот материал по своей прочности не уступал металлу и использовался в конструкции военных самолетов.

Потребность в продукции ЛОЗОДа была велика, и работники цеха 05, где осуществлялся основной технологический процесс, делали все, чтобы плиты досрочно поступали заказчику. Цех работал круглосу­точно. Три смены прессовщиков, наборщиков пакета, слесарей-ре­монтников обслуживали многотонный пресс, который за один цикл выдавал 11 готовых пластин.

В выполнении этого ответственного задания отличались прессовщи­ки И. Ф. Ветров, Д. Ф. Пайков, контролер А. Т. Журавлев. На одной из самых трудоемких операций — наборке пакетов — работала совсем еще молоденькая Полина Трошина. Десятки тысяч листов тонкой фа­неровки аккуратно укладывались ее руками в большие пакеты.

Отлично знал свое дело В. М. Дюков — бригадир слесарей-ремонт­ников. В условиях острого дефицита запасных частей и металла его коллектив обеспечивал бесперебойную работу всего оборудования. В трудные минуты помогала смекалка, новаторский подход к делу.

Четко работали и те, кто обслуживал пропиточные ванны. Как хо­рошего специалиста, уважали на этом участке бригадира Ефима Пав­лова. Он умел по-хорошему настроить людей, правильно организовать труд.

Представители авиационных заводов, использовавших нашу про­дукцию, были частыми гостями на ЛОЗОДе. Много раз авиаторы вы­ражали ликинцам благодарность за их большой вклад в разгром врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1942 года за выпуск военной продукции для оборонной промышленности группа работников во главе с директором завода В.Г.Субботиным, главным конструктором А. И. Чувановым и заведующей производст­вом А. А. Федороой была награждена орденами "Знак Почета".

В то грозное время основную тяжесть по выполнению ответствен­ного задания взяли на себя женщины и подростки. Комсомольцы и несоюзная молодежь во главе с секретарем 3. А. Володиной создали десятки комсомольско-молодежных фронтовых бригад, умело организовали соревнование за наивысшую производительность труда.

На смену ушедшим мужьям, отцам и братьям в цехе ЛОЗОДа при­шли десятки молодых девчат. Среди них Н. Я. Лучкина, В. О. Фролова, Е. И. Салова, М. В. Семина, Н. И. Думнова, А. А, Белова, Н. А. Яшина, А. И. Кондрашова, А. Ф, Чуприкова, Н. М. Гусева.

Работали по двенадцать часов в сутки в две смены. Спали многие тут же, у станков, а после смены все работники завода шли на станцию Ликино разгружать вагоны. "Все для фронта, все для победы!" — под таким лозунгом трудились лозодовцы.

О трудовом подвиге работников завода говорят строчки архивных документов: "Завод ЛОЗОД в 1943 году выполнил план по валовой продукции на 148,6 процента, по производительности труда на 138,3 процента, дал сверхплановой прибыли 7269 тысяч рублей".

За годы войны ЛОЗОД неоднократно выходил победителем в соци­алистическом соревновании среди предприятий лесной промышлен­ности страны, за что был награжден переходящим Красным знаменем Государственного Комитета Обороны СССР и переходящим Красным знаменем ВЦСПС и Наркомата лесной промышленности СССР.

По окончании войны началась коренная реконструкция предприя­тия. Уже с 1944 года ЛОЗОД стал именоваться Ликинским машино-строителным заводом (ЛиМЗ).

В последующие годы завод стал выпускать шпалорезные станки, мо­товозы, трелевочные лебедки, передвижные электростанции различ­ных мощностей. Наряду с основной продукцией, из отходов производства выпускались изделия ширпотреба: пластмассовые та­релки, стаканы, вазочки, портсигары, столы, шкафы.

В 1958 году на ЛиМЗе было организовано производство автобусов ЗИЛ-158. Через четыре года изготовлен макетный образец автобуса ЛиАЗ-677. И в этом же году с контейнера сошел первый автобус.

Постоянное совершенствование производства, оснащение его но­вейшими средствами механизации и автоматизации, ценнейший вклад рационализаторов позволили заводу в короткий срок достиг­нуть небывалого выпуска автобусов ЛиАЗ-677, а затем новой модели и ее модификаций городского комфортабельного автобуса Ли АЗ-5256.

И. ЧЕПАРИНА. Журналист.

 

  Рейтинг@Mail.ru

 



Hosted by uCoz