©Память огненных лет (1945—1995 г.г.). Книга вторая. Орехово-Зуевский пединститут, 1995 |
СОДРУЖЕСТВО С АВИАТОРАМИ
Территория, где сегодня раскинулся Ликинский автобусный завод, в далекие времена представляла из себя пустырь. По историческим данным в 1924 году по этим местам проходил торговый тракт, который связывал Переяславское княжество с Рязанским. На этом тракте на протяжении веков образовались населенные пункты Дулево, Ликино, Новинки, Ильинский Погост и другие.
На территории нынешнего завода стояли постройки одного из купцов, но большого строительства здесь не было.
В 1933 году Высший Совет Народного Хозяйства СССР (ВСНХ) принял постановление о строительстве на окраине
поселка Ликино Лесохимического
опытного завода облагораживания древесины (ЛОЗОД). Строительство завода проходило в годы первых пятилеток. Предприятие
было небольшое — всего несколько одноэтажных зданий и котельная. В 1937 году
ЛОЗОД начал серийный выпуск прессованной
древесины, брусков лигностона и продукцию ширпотреба. В это время
производственные площади завода составляли
На 1941 год коллективом были намечены большие планы. Предстояло закончить все строительные работы и монтаж оборудования в новом цехе по производству лигнофоля, благоустроить заводскую территорию, построить жилой дом.
Свершиться этим
планам помешала война. Перед ее началом на заводе работало 422 человека. Завод имел
Сразу же после объявления войны на заводе состоялся митинг, после которого 120 рабочих завода изъявили желание пойти добровольцами на фронт и в отряды народного ополчения. В числе добровольцев на фронт ушел и секретарь партбюро ЛОЗОДа М. С. Шмелев.
Завод работал напряженно. И даже во время воздушной тревоги работы не прекращались.
16 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение об эвакуации ЛОЗОДа в город Аша Челябинской области. За короткий срок было демонтировано все оборудование и вывезено на станцию Ликино. Под постоянной угрозой бомбежек осенним дождем оборудование и инструмент грузились в вагоны. Руководил эвакуацией завода Н. Е, Филин. В конце октября первый эшелон в составе 46 вагонов отправился на Восток, а 11 ноября тронулся в путь второй эшелон с оборудованием, в котором также находились многие рабочие завода и члены их семей.
Через месяц оба эшелона прибыли в город Аша. ЛОЗОД влился в состав Ашинского лесохимического комбината. Но на новом месте производство наладить не успели, так как враг был разбит под Москвой.
В начале 42-го коллектив завода вернулся в родные места. За короткий период были восстановлены цеха, и уже в феврале ЛОЗОД приступил к выпуску оборонной продукции.
В те трудные годы тесные связи установились у нашего предприятия с летчиками, защищавшими родное небо от фашистких стервятников. Заводчане выполняли заказ авиационной промышленности — изготовляли прессовальные деревянные плиты из так называемой "дельта древесины". Этот материал по своей прочности не уступал металлу и использовался в конструкции военных самолетов.
Потребность в продукции ЛОЗОДа была велика, и работники цеха 05, где осуществлялся основной технологический процесс, делали все, чтобы плиты досрочно поступали заказчику. Цех работал круглосуточно. Три смены прессовщиков, наборщиков пакета, слесарей-ремонтников обслуживали многотонный пресс, который за один цикл выдавал 11 готовых пластин.
В выполнении этого ответственного задания отличались прессовщики И. Ф. Ветров, Д. Ф. Пайков, контролер А. Т. Журавлев. На одной из самых трудоемких операций — наборке пакетов — работала совсем еще молоденькая Полина Трошина. Десятки тысяч листов тонкой фанеровки аккуратно укладывались ее руками в большие пакеты.
Отлично знал свое дело В. М. Дюков — бригадир слесарей-ремонтников. В условиях острого дефицита запасных частей и металла его коллектив обеспечивал бесперебойную работу всего оборудования. В трудные минуты помогала смекалка, новаторский подход к делу.
Четко работали и те, кто обслуживал пропиточные ванны. Как хорошего специалиста, уважали на этом участке бригадира Ефима Павлова. Он умел по-хорошему настроить людей, правильно организовать труд.
Представители авиационных заводов, использовавших нашу продукцию, были частыми гостями на ЛОЗОДе. Много раз авиаторы выражали ликинцам благодарность за их большой вклад в разгром врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1942 года за выпуск военной продукции для оборонной промышленности группа работников во главе с директором завода В.Г.Субботиным, главным конструктором А. И. Чувановым и заведующей производством А. А. Федороой была награждена орденами "Знак Почета".
В то грозное время основную тяжесть по выполнению ответственного задания взяли на себя женщины и подростки. Комсомольцы и несоюзная молодежь во главе с секретарем 3. А. Володиной создали десятки комсомольско-молодежных фронтовых бригад, умело организовали соревнование за наивысшую производительность труда.
На смену ушедшим мужьям, отцам и братьям в цехе ЛОЗОДа пришли десятки молодых девчат. Среди них Н. Я. Лучкина, В. О. Фролова, Е. И. Салова, М. В. Семина, Н. И. Думнова, А. А, Белова, Н. А. Яшина, А. И. Кондрашова, А. Ф, Чуприкова, Н. М. Гусева.
Работали по двенадцать часов в сутки в две смены. Спали многие тут же, у станков, а после смены все работники завода шли на станцию Ликино разгружать вагоны. "Все для фронта, все для победы!" — под таким лозунгом трудились лозодовцы.
О трудовом подвиге работников завода говорят строчки архивных документов: "Завод ЛОЗОД в 1943 году выполнил план по валовой продукции на 148,6 процента, по производительности труда на 138,3 процента, дал сверхплановой прибыли 7269 тысяч рублей".
За годы войны ЛОЗОД неоднократно выходил победителем в социалистическом соревновании среди предприятий лесной промышленности страны, за что был награжден переходящим Красным знаменем Государственного Комитета Обороны СССР и переходящим Красным знаменем ВЦСПС и Наркомата лесной промышленности СССР.
По окончании войны началась коренная реконструкция предприятия. Уже с 1944 года ЛОЗОД стал именоваться Ликинским машино-строителным заводом (ЛиМЗ).
В последующие годы завод стал выпускать шпалорезные станки, мотовозы, трелевочные лебедки, передвижные электростанции различных мощностей. Наряду с основной продукцией, из отходов производства выпускались изделия ширпотреба: пластмассовые тарелки, стаканы, вазочки, портсигары, столы, шкафы.
В 1958 году на ЛиМЗе было организовано производство автобусов ЗИЛ-158. Через четыре года изготовлен макетный образец автобуса ЛиАЗ-677. И в этом же году с контейнера сошел первый автобус.
Постоянное совершенствование производства, оснащение его новейшими средствами механизации и автоматизации, ценнейший вклад рационализаторов позволили заводу в короткий срок достигнуть небывалого выпуска автобусов ЛиАЗ-677, а затем новой модели и ее модификаций городского комфортабельного автобуса Ли АЗ-5256.
И. ЧЕПАРИНА. Журналист.